пятница, 1 июля 2011 г.

Зарядное и BMS

   Тип аккумулятора, его емкость и напряжение выбрали. Теперь необходимо подобрать подходящее зарядное устройство (Charger) и блок контроля батареи (или по-другому - систему управления батареей) - BMS.
  
Начну с BMS

   - чаще всего это небольшая платка, как на фотографии. Она защищает батарею от перезаряда и переразряда, от превышения тока разряда, от короткого замыкания, и осуществляет балансировку. О балансировке стоит рассказать отдельно.
  
   Как я уже говорил, батарея собирется из нескольких небольших элементов. Сначала элементы собираются в ячейку - т.е. соединяются параллельно для набор нужной емкости, а затем уже несколько ячеек соединяются последовательно для получения нужного напряжения - получается батарея.
   Так вот, практически всегда напряжение на отдельных элементах до того как мы объединим их в ячейку может очень сильно различаться, они могут иметь разную степень заряда. Но когда мы соединяем наши элементы параллельно в ячейку, то напряжение всей ячейки будет примерно равно среднему напряжению элементов. То есть получается, что более заряженные элементы подзаряжают менее заряженных. Заряд элементов как бы выравнивается.
   А вот когда мы уже последовательно соединяем ячейки, то с ними такого не происходит. Как была одна ячейка заряжена меньше, чем соседняя, так она и останется.
   Несложно догадаться, что это очень плохо. Например, собрали мы батарею из десяти LiFePO4 ячеек. Напряжение до которого можно заряжатья один элемент, и соответственно ячейку равно 3,65 В. Таким образом общее напряжение нашей заряженной батареи должно получится 36,5 В. А теперь представим, что половина ячеек разряжены сильнее, то есть на одних 2,5 В, а на других 3В. Общее напряжение равно 27,5 В. Зарядив батарею до 36,5 В мы поднимем напряжение на 9 В.  Т.е. напряжение на каждой ячейке поднялось на 0,9 В. Это получается, что напряжение на менее заряженных ячейках стало 3,4 В, т.е. они недозарядились. А напряжение на более заряженных ячейках стало 3,9 В! То есть они перезарядились. Хотя общее напряжение составляет положенные 36,5В. Такие же процессы произойдут и при разряде - одни элементы переразрядятся, а другие недоразрядятся. Как следствие, батарея намного раньше придет в негодность, и к тому же, в процессе эксплуатации не сможет отдавать положенную емкость, т.е. это меньший пробег электровелосипеда.
  
   Чтобы избежать этого опасного явления и существует балансировка. То есть, при заряде, BMS просто отключит уже заряженные ячейки и останутся заряжаться те, которые еще не зарядились. Чтобы была возможность осуществлять балансировку, на нормальных батареях есть балансировочный разъем, к которому как раз и подключается BMS. Впринципе этот разъем - это просто выводы ячеек - плюс-минус. Если в батарее 10 ячеек, то соответственно на балансировочном разъеме 20 контактов - 10 пар плюс-минус с каждой ячейки.
  
   Практически во всех магазинах есть уже готовые собранные батареи различных типов, емкостей и напряжений, продаваемые вместе с зарядным и BMS. Конечно, для первого раза, купить сразу все в одном комплекте будет лучше всего. Однако, если все же есть необходимость отдельно найти зарядное, или БМС, то вот несколько рекомендаций.
 - зарядное устройство и BMS необходимо использовать только с тем типом аккумуляторов, на которое оно рассчитано. 
- обратите внимание на напряжение и ток зарядного устройства. Напряжение должно быть равно напряжению нашей батареи. А чем больше ток, тем быстрее зарядится батарея - это в случае с LiFePo4. Но для свинца он должен составлять 0.1 от емкости батареи. Очень хорошо, если есть возможность его регулировать.
- для BMS - на какое количество ячеек она рассчитана. Обозначается как Cells, или буквой S - Например 12S или 12 cells - для двенадцати ячеек. Какой ток разряда она поддерживает. Например, если у нас мотор 1000 Вт., батарея 48 В, то максимальный потребляемый ток будет равен 1000/48 = 21 А.


   Кстати. впринципе, можно обойтись без BMS. Защиту батареи от переразряда вполне может выполнить контроллер - в них есть такая функция - отключать батарею если она разрядится до определенного напряжения. Защиту от перезаряда обычно выполняет зарядное устройство. А для балансировки можно собрать самому простой балансир. Его схему я помещу в отдельном разделе.

5 комментариев:

  1. Здравствуйте!

    у меня есть батарея для велосипеда 36V 9000Mah контроллер 250W.
    Я хочу сделать следующее,купить контроллер на 350W подсоединить к контроллеру дополнительную отдельную батарею на 14.8V 4400Mah. вопрос какой BMS подойдет для этой батареи,с какими параметрами: рабочий ток, пиковый ток и.т.д Заранее благодарен за ответ.

    ОтветитьУдалить
  2. "Если в батарее 10 ячеек, то соответственно на балансировочном разъеме 20 контактов."
    Вы бы хоть разобрались в вопросе, прежде чем такое писать. В батарее из 10 ячеек, будет 11 балансировочных контактов, поскольку "+" и "-" соседних ячеек соеденины.

    ОтветитьУдалить
  3. Хочу собрать аккумулятор 48v 12а/ч мотор колесо редукторе bafang 500w
    Подскажите bms на сколько ампер смотреть 52 элемента будет на 13 ячеек по 4 аккумулятора

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте хочу собрать батарею 48в 30ач,есть контроллер 35ач 1000вт,какую бмс заказать посоветуйте пожалуйста

    ОтветитьУдалить
  5. Сколько именно ампер должна быть бмс? Акумы 18650 25R маркировка

    ОтветитьУдалить

СТРОИМ ЭЛЕКТРОВЕЛИК

СТРОИМ ЭЛЕКТРОВЕЛИК